Блог Connectable

Геймификация: гайд по успешному внедрению игровых технологий

Удержание персонала
В современном социуме все чаще используется метод геймификации. Чем интереснее клиенту или студенту взаимодействие, тем легче и эффективнее оно проходит. Применение игровой механики в обучении и бизнесе значительно ускоряет процессы и увеличивает уровень мотивации сотрудников. Расскажем подробнее о том, как это работает.
Сам термин «геймификация» впервые использовал Ник Пеллинг, разработчик видеоигр из Великобритании, в 2002 году. Он первым попытался применить игровые технологии в бизнесе, но полноценно развиваться этот подход стал спустя несколько лет, ближе к 2010 году.

Что такое геймификация

Геймификация по своей сути — это взаимодействие с клиентом или сотрудником через игру в неигровой сфере, например, в работе или бизнесе и т. д.
Исследования, проведенные Gallup и McKinsey показывают, что геймификация может существенно влиять на мотивацию и вовлеченность сотрудников. Она работает, воздействуя на естественный интерес людей к конкуренции, соревнованиям и достижениям. Через игровую механику сотрудники или клиенты получают дополнительную мотивацию, что способствует повышению производительности. Механизмами вовлечения здесь являются уровни, которые необходимо преодолеть, а также получение вознаграждений и рейтинг.
Согласно McKinsey, применение элементов геймификации в рабочих процессах помогает улучшить автономию, компетентность и чувство связи у сотрудников. Например, одна страховая компания в США внедрила систему наград, где сотрудники могут вращать «колесо удивления» для получения призов, что значительно повышает их вовлеченность и мотивацию (McKinsey & Company, McKinsey & Company)​. Также McKinsey подчеркивает важность эмпатичного лидерства и наличия четкой цели, чтобы улучшить опыт сотрудников и их приверженность компании​ (McKinsey & Company)​.
Gallup же разработал иерархию вовлеченности сотрудников, состоящую из четырех уровней: базовые потребности, индивидуальные потребности, командная работа и рост. Удовлетворение этих уровней последовательно позволяет наиболее эффективно повышать вовлеченность сотрудников. Геймификация помогает достигать этих целей, обеспечивая постоянную обратную связь и возможности для развития​ (Science and Education Publishing)​.
Эти исследования показывают, что правильно внедренная геймификация может улучшить производительность, снизить текучесть кадров и создать более удовлетворенную и продуктивную рабочую среду.
Независимо от сферы применения, геймификация создает большую вовлеченность. Повседневные рабочие задачи воспринимаются намного легче и выполняются быстрее и эффективнее, когда появляется дополнительная мотивация к их выполнению.

Достоинства и недостатки геймификации

Однако, как и любой другой инструмент взаимодействия, геймификация имеет свои достоинства и недостатки. Одним из ее достоинств является то, что игра напоминает человеку о детстве, соответственно, использование игровой механики снижает сопротивление, «усыпляет» внутреннего цензора, убирая ограничивающие установки. Результат использования геймификации зависит от ее целей: если в игре участники должны были объединиться для получения общего результата, в итоге получается эффективная командная работа. Если в геймификацию включен элемент конкуренции, это добавляет эмоций, поднимает самооценку, желание самоутвердиться за счет достижения результата.
Недостатком геймификации можно считать следующие нюансы: иногда игра становится самоцелью. В этом случае участник может переключиться с рабочих процессов на достигаторство в игре и потерять мотивацию непосредственно к работе. Кроме того, на разработку, развитие и постоянное использование игровой механики, так или иначе, требуется дополнительное финансирование.

Какая бывает геймификация и для чего она нужна

Геймификация может успешно применяться не только для привлечения клиентов в продажах, но и в корпоративной работе внутри компании. Например, использование игровых механик может способствовать повышению социальной активности сотрудников, их более активному включению в неформальные мероприятия, конференции. Выстраивание сценария любого события по принципу игры повышает интерес и желание стать частью этой игры у всех участников.
Таким образом, геймификация позволяет достичь целого ряда целей:
— повысить лояльность сотрудника, покупателя, ученика, любого иного участника процесса к осуществляемому делу, помогает почувствовать себя игроком, который руководствуется желанием победить;
— развить коммуникативные навыки, потому что человеку, так или иначе, придется общаться с другими участниками;
— направить игрока на достижение результатов, ведь в любой игре всегда есть определенная цель, к которой идет участник.
Существует три основных типа геймификации: внутренняя, внешняя и меняющая поведение. Внутренняя геймификация применяется в пределах одной команды или компании. Главная цель внутренней геймификации — улучшить показатель эффективности работников, помочь адаптироваться новым сотрудникам, повысить финансовые показатели компании.
Использование игрового метода меняет отношение сотрудников к рабочей рутине. Благодаря игре они воспринимают выполнение повседневных задач как часть некоего квеста, соревнования. Например, в сфере продаж лучшему менеджеру предлагают сертификат на какое-либо развлечение.
Внешняя геймификация ставит главной целью вовлечение клиента в ход игры. Поэтому метод используют как средство достижения маркетинговых целей. Таким образом, растет узнаваемость торговой марки, ее товаров и услуг, количество продаж. Игровой механизм дает компании куда больше инструментов и ресурсов для закрытия клиента на продажу.
Геймификация, меняющая поведение, ориентирована на формирование новых привычек у участников. Конкретной целевой аудитории у данного типа нет, это могут быть как клиенты и сотрудники компании, так и посторонние люди. Цель — расширить приверженцев какой-либо конкретной модели поведения. Например, здорового образа жизни или раздельного сбора мусора. Одним из приемов вовлечения здесь может стать накопительная система баллов за целевые действия.

Как работает мотивация в геймификации

Для того чтобы геймификация была эффективна, игроки должны совершать определенные действия. Мотивировать их к этому помогают четыре элемента игры.
Вознаграждение. Мотивация игрока повышается, если он знает, что получит бонус после выполнения действия. По этому принципу работают карты лояльности, системы кешбэков или использование корпоративной валюты, которую можно получить за достижения в работе, а потратить — в корпоративном магазине на покупку мерча или дополнительного выходного дня. Настроить систему вознаграждений, создать корпоративную валюту и магазин можно при помощи удобной и современной HR-платформы Connectable. Там есть все удобные сервисы для успешного внедрения геймификации в работу вашей компании.
Соревнование. Мотивация за счет стремления к соревнованию и опережению соперников. Использование методики, в которой игрок обходит конкурентов и получает бонус. Именно так работают сервисы с публичными рейтингами пользователей. Например, вас просят заполнить поле «О себе», чтобы получить 10% к текущему рейтингу, и добавить фото, чтобы получить еще 15%.
Достижение. Направлено на то, чтобы игрок почувствовал свою значимость. Инструменты, которые обычно используют для этого, — бейджи, уровни, бонусы, разные статусы. Например, банковские карты с базовым и золотым статусом обслуживания или программы лояльности авиакомпаний, где от статуса зависит класс обслуживания в полете. Одним из современных инструментов для внедрения игровых механик в ваши рабочие процессы может стать HR-платформа Connectable. Она содержит в себе удобные сервисы для настройки геймификации. Например, вы можете поощрять сотрудников специальными ачивками за достижения, такие как крутой онбординг новичков или перевыполнение плана продаж.
Обратная связь. Участник всегда хочет получать ответную реакцию на свои действия, чтобы получить ощущение того, что он хорошо поработал и не зря старался. Результатом или ответной реакцией на действия игрока могут быть бонусы, статусы, повышение места в рейтинге.

Где используют геймификацию и почему она популярна

Геймификация сегодня используется буквально везде. Ее популяризация началась с публичного выступления Джейн Мак-Гонигал на конференции TED о пользе компьютерных игр и развитии игрового мышления. Так универсальные принципы и особенности человеческой психологии вышли за пределы разработки компьютерных игр и стали применяться в неигровых сферах.

Геймификация в образовании.

Обучение с применением сторонних программ и сервисов, активное использование системы поощрений и рейтингов мотивирует участников образовательного процесса к более активному познанию и успешному освоению материала.
Геймификация в менеджменте. Используется для мотивирования сотрудников и улучшения качества реализуемых услуг без привлечения новых специалистов. Геймификация также упрощает управление командой, ведь благодаря ей налаживается коммуникация внутри команды.
Геймификация в маркетинге. Укрепляет положительную репутацию компании и вызывает у клиента привычку пользоваться именно вашим брендом — за счет этого значительно растет прибыль. Также технологии геймификации используются для привлечения новых клиентов и удержания старых, что тоже влияет на деньги компании. Это различные карты лояльности, бонусные программы и конкурсы.

Для чего нужна геймификация в спорте

Разработчики приложений для фитнеса также используют технологии геймификации для развития своих продуктов. Например, дают возможность пользователям соперничать между собой в достижении спортивных показателей. Благодаря этому все члены семьи активно включаются в тренировочный процесс и вдохновляют друг друга.

Когда стоит внедрять геймификацию

Не каждый бизнес способен принять решение о внедрении геймификации в жизнь организации. Чтобы понять, нужна ли вашей компании геймификация, с чего начать и в каком направлении двигаться, используйте правило шести D, разработанное известным американским профессором Кевином Вербахом.
Правило состоит из 6 параметров:
Define (определить) — проводится начальный анализ того, для чего бизнесу нужна геймификация;
Delineate (обрисовать) — далее планируется предполагаемое поведение игроков;
Describe (описать) — затем следует описать целевую игровую аудиторию;
Devise (разработать) — когда игроки известны, нужно разработать цикл игры;
Don’t forget (не забыть) — не забыть, что игра должна содержать развлекательную составляющую;
Deploy (развернуть) — на этом этапе нужно собрать инструментарий игры.

Примеры успешного внедрения геймификации

Рассмотрим несколько примеров успешного внедрения геймификации в развитых организациях.
Сбербанк
В Сбербанке в 2020 году была запущена интерактивная онлайн-игра о буднях фрилансера. Суть была в том, что пользователи могли выбрать себе определенную интернет-профессию и начать выполнять небольшие заказы. За это игрок получал виртуальные денежные средства, бонусы, баллы репутации и клиентов. Это помогло не только рассказать клиентам об удобных функциях банка, но и продемонстрировать процесс работы и удержания пользователей во фриланс-сфере.
Якитория
«Якитория» также ежегодно проводит крутые игровые акции, чем привлекает новых и удерживает действующих заказчиков. Яркий пример — акция «Рога изобилия». Клиентам по разным каналам коммуникации предоставлялась возможность отметить три тега с любимыми блюдами. Эта информация обрабатывалась сервисом, после чего на почту или телефон пользователя отправлялись промокоды на данные категории. Если покупатель набирал определенную сумму в чеке в данной категории блюд, то мог применить промокод и получить скидку.
Burger King
Burger King тоже очень часто проводит такую коммуникацию с клиентами и предлагает разные акции и игры. Например, популярный вариант маркетинговой геймификации — челлендж «Купи 5 бургеров с курицей и получи 6-й в подарок». Суть состоит в том, чтобы с помощью счетчика заставить клиента покупать больше. Он видит, что уже купил два бургера, значит, до приза осталось всего три — это же так мало, так почему бы не заказать еще? Простая мотивация приносит компании хороший доход. Поэтому такие челленджи регулярно появляются в мобильном приложении Burger King.
Mixit
Mixit ловит посетителей сразу при входе на сайте. Например, им сразу предлагают прокрутить «колесо Фортуны», в котором можно выиграть скидку или суперприз. Для их получения нужно указать контактные персональные данные в форме на сайте. В результате посетитель видит лояльное отношение бренда и получает подарок, а компания, в свою очередь, пополняет клиентскую базу.
Умскул
Школа онлайн-образования «Умскул», которая специализируются на подготовке к ЕГЭ (ОГЭ) применяет игровой процесс как средство мотивации учеников к успешной сдаче заданий, регулярности выполнения поставленных задач и участия в проектах. Например, за каждое успешно сданное домашнее задание на сайте пользователь получает баллы, которые двигают его по ступеням достижений. С новыми статусами игроки получают доступ к покупке сувениров от бренда или получению скидок для дальнейшей учебы.

Чек-лист по внедрению геймификации в ваши рабочие процессы:

— Провести анкетирование сотрудников для определения слабых мест, которые можно усилить за счет геймификации (например, недостаточная мотивация к работе или дисконнект в команде).
— Определить четкие цели, которых вы хотите достичь с помощью геймификации (удержать сотрудников, улучшить взаимодействие внутри команды, мотивировать к более эффективному выполнению рабочих задач и т. д.).
— Выбрать игровые элементы, соответствующие вашим целям
— Разработать мотивирующие игровые механики, такие как корпоративная валюта, значки, рейтинг.
— Опробовать разработанную механику на практике.
— Оценить результаты внедрения геймификации: восприятие сотрудников, уровень участия команды, результаты использования игровых механик для достижения целей.