На главную
Новости

Как поддерживать сотрудников и особенности внутренней коммуникации в кризис

Интервью Статьи
Кризис  2022 года представляет особую сложность для HRD и HRBP, поскольку это те люди, от действий которых зависит мотивация персонала и эффективность всей организации. Как компании переживают эти непростые времена? Что они предпринимают для того, чтобы поддержать своих сотрудников? Для ответа на эти вопросы мы провели интервью с несколькими HRD, в компетенциях которых мы не сомневаемся.

Поддержка сотрудников в кризис

Стратегии поддержки сотрудников в организациях достаточно разнообразны. Так, например в одной из компаний в сфере Game Development, по словам HR BP Натальи Ялтуновой, были предприняты следующие меры.
1. Еженедельная публикация юридической службой специального «вестника», в котором отражаются все изменения в законодательстве и действующих законах, что необходимо для подробного разъяснения ответов на вопросы, возникающие у сотрудников.
2. Материальная помощь штатному персоналу.
3. Для предотвращения паники руководители доносят до работников из разных офисов и городов актуальную информацию, касающуюся обстановки внутри компании и ее ближайших планов.
4. Использование сервиса психологической поддержки «Ясно».
5. Предоставление сотрудникам, работающим в украинском офисе, оплачиваемых дней отсутствия на время, необходимое для нормализации обстановки. Кроме того, индивидуально украинским работникам была оказана материальная помощь, а также помощь в эвакуации из опасных для жизни мест.

Как считает HRD компании «МойСклад» Анастасия Серебренникова, важная часть поддержки заключается в том, чтобы показать сотрудникам, что, несмотря на ситуацию в мире, в компании кризиса нет. Поэтому в данной организации ни один работник не был сокращен. Руководство открыто говорит о планах на будущее. Было удвоено количество общекомпанейских «митингов», на которых топ-менеджеры делятся с персоналом тем, как обстоят дела, и отвечают на вопросы, задаваемые работниками анонимно. На первом из таких митингов была показана презентация, позволяющая сравнить все кризисные периоды, которые переживала компания, начиная с 2007 года. Каждую неделю сотрудников знакомят с цифрами выручки, прибыли и продаж в текущей ситуации, а также в сравнении с началом пандемии.
И если в самом начале нового кризиса было принято решение занять на какое-то время наблюдательную позицию и сократить количество вакансий в найме, то довольно скоро поиск по всем ранее актуальным вакансиям был вновь возобновлен.
«Паника — контрпродуктивна. И мы делаем все возможное, чтобы люди внутри компании чувствовали себя стабильно и спокойно. Главная ценность МоегоСклада — развивать компанию, развиваясь вместе с ней» — утверждает Анастасия Серебренникова.
Большое внимание в компании МойСклад уделяется психологическому благополучию персонала. В частности, для сотрудников написана статья с рекомендациями по преодолению тревоги и стресса, составлен список сервисов и организаций, оказывающих бесплатную психологическую помощь населению. Была расширена программа ДМС, которая теперь включает в себя психологические, юридические и финансовые консультации у специалистов. Помимо этого, всем сотрудникам был выплачен разовый материальный бонус.

В компании Timepad, как сообщает HRD Екатерина Долохова, контакт, открытые диалоги и поддержка персонала всегда были на первом месте. Чтобы держать команду в курсе событий, было принято решение увеличить количество синков. Руководители стали чаще проводить регулярные беседы с сотрудниками 1 на 1. В команду был подключен психотерапевт для проведения личных консультаций. Вместе с тем, для общей поддержки проводятся специальные практики, посвященные преодолению стресса, работе в быстроменяющихся условиях и организации отдыха от больших потоков негативной информации. Персоналу оказывается и юридическая поддержка: помощь в трактовке новых постановлений, подготовка различных гайдов для сотрудников.

Изменения в коммуникациях

Что касается изменений в коммуникациях, то во многих организациях наблюдается общая тенденция. Общение становится более бережным и тактичным. Личное мнение по поводу происходящих в мире событий сотрудников просят оставить за пределами компании, чтобы не провоцировать лишние споры, не подогревать страхи и волнения, ухудшающие психологическое состояние персонала и атмосферу в организации.
В целом, компании становятся более внимательными к проблемам работников. «Но здесь проявляется и оборотная сторона такого отношения, поскольку некоторые начинают этим пользоваться» — поделилась с нами Наталья Ялтунова.

Переезды и релокация

Как правило, компании придерживаются позиции, что решение о смене места жительства является личным выбором и ответственностью каждого сотрудника. Тем, кто все же решается уехать, оказывается различная помощь, включая:
·   консультации от HR и юристов (компания Timepad);
·   организацию документооборота, обеспечение необходимым оборудованием и содействие в его доставке (сфера Game Development);
·   возможность перевода сотрудников на работу в Казахстан и помощь в открытии местной банковской карты для получения зарплаты (МойСклад).
При этом Анастасия Серебренникова говорит о важности того, чтобы сотрудники, принявшие решение о переезде, могли получать зарплату на карту российского банка и не сильно выбивались из рамок рабочего времени команды, то есть учитывали разницу в часовых поясах.

По словам Натальи Ялтуновой, наиболее трудный период наблюдался в течение первых двух недель после начала кризиса, что было связано с первой массовой волной отъездов. Однако сейчас ситуация стала более спокойной. На данный момент в некоторых городах находятся целые команды. И пока возвращаться обратно они не собираются. Основными направлениями отъезда стали такие страны, как Турция, Грузия, Армения и Польша.

Заключение

Таким образом, в условиях современной кризисной ситуации HRD  и HRBP необходимо помнить о важности каждого предпринимаемого шага и действовать профессионально. Большое значение имеет поддержка сотрудников не только в материальном и юридическом плане, но и в психологическом.